Судья Восточно-Казахстанского областного суда М.Кадырова, «По принципу определенности налогообложения», № 24 «Юридическая газета», 31.03.2017 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

В соответствии с пп. 16) п. 1 ст. 12 Налогового кодекса лжепредприятием признается субъект частного предпринимательства, создание которого и (или) руководство которым признано вступившим в законную силу приговором либо постановлением суда лжепредпринимательством.

В соответствии с пп. 2 ст. 115 и пп. 1 п. 3 ст. 257 Налогового кодекса не подлежат отнесению на вычеты и в зачет расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, произведенные с даты начала преступной деятельности, установленной судом, за исключением расходов по сделкам с налогоплательщиками, не указан ными в приговоре или постановлении суда, либо признанным судом действительными в граждан скоправовом порядке. Таким образом, исключе- ние у контрагентов расходов из вычетов и сумм из зачета по НДС со ссылкой на пп. 2 ст. 115 и пп. 1 п. 3 ст. 257 Налогового кодекса возможно на ос- новании вступившего в законную силу приговора или постановления суда при условии указания в судебном акте сделок с таким контрагентом. На стадии досудебного расследования.

 При наличии состоявшихся приговоров суда по ст. 215 Уголовного кодекса «Лжепредпринимательство», как правило, у контрагентов споров о правомерности исключения из вычетов расходов и из зачета сумм НДС не возникает. Однако на практике имеют место случаи, когда уголовные дела, возбужденные за лжепредпринимательство, прекращаются на стадии досудебного расследования. По таким делам итоговым процессуальным решением является постановление органа уголовного преследования о прекращении досудебного расследования.

Наряду с реабилитирующими основаниями (отсутствие события, состава преступления и пр.) уголовные дела прекращаются по нереабилитирующим основаниям, к которым относятся прекращение вследствие акта амнистии, истечения срока давности, смерти лица и др.

 И в этой связи встает вопрос при применении вышеуказанной нормы: могут ли возникать налоговые обязательства у контрагентов в случае прекращения досудебного расследования по факту лжепредпринимательства поставщика по нереабилитирующим основаниям?

В п. 21 Нормативного постановления № 1 от 12 января 2009 года «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве» Верховный Суд указал, что постановле ния органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по ст. 215 УК РК по нереабилитирующим основаниям устанавливают совершение лицом лжепредпринимательства. Поэтому сделки между субъектом частного предпринимательства, созданным им в целях лжепредпринимательства, и указанными в этих постановлениях контрагентами являются фиктивными.

В свою очередь, в соответствии со ст. 100 НК расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если поставщиком, являющимся плательщиком НДС на дату выписки счета­фактуры, по облагаемому обороту выписан счетфактура или другой документ, представляемый в соответствии с п. 2 настоящей статьи.

Учитывая п. 21 Нормативного постановления, устанавливающий фиктивность сделок при прекращении органом уголовного преследования уголовного дела по лжепредпринимательству по нереабилитирующим основаниям, следует, что выписанные от имени такого субъекта лжепредпринимательства документы не могут являться документа ми, подтверждающими поставку товара (работ, услуг) таким поставщиком и, как следствие, расходы, указанные в таких документах, не подлежат у контрагента отнесению на вычеты и в зачет по НДС на основании ст.ст. 100 и 256 Налогового кодекса. Вместе с тем Налоговый кодекс прямого запрета не содержит. В этой связи в целях совершенствования налогового законодательства, которое в ст. 6 Кодекса провозглашает принцип определенности налогообложения, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и указать, что постановление органов уголовного преследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям также влечет у контрагентов, указанных в постановлении органа уголовного преследования, возникновение налоговых обязательств. Признать регистрацию недействительной.

 П. 24 Нормативного постановления предусмотрено, что поскольку лжепредприятие создано лицом без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, государственная регистрация этого субъекта частного предпринимательства как юридического лица может быть признана недействительной по решению суда.

Если имеются вступившие в законную силу судебные акты, требования прокуроров удовлетворяются, проблем при рассмотрении таких дел не возникает. Вместе с тем на практике возникают вопросы, когда отсутствуют итоговые решения по уголовным делам. Анализ рассматриваемых судами дел о признании регистрации недействительной показывает, что в большинстве случаев прокурор обращается в суд с иском о признании регистрации или перерегистрации юридического лица недействительной, основываясь только на материалах досудебного расследования.

Прокуроры, ссылаясь на возбуждение уголовного дела по факту лжепредпринимательства, к исковым заявлениям приобщают пояснения и протоколы допросов лиц, указанных в учредительных документах в качестве участников и (или) руководителей предприятий, о том, что к созданию (перерегистрации) и их деятельности они не имеют отношения.

В большинстве случаев иски удовлетворяются, исходя из фактических обстоятельств дела, когда лица, на которых зарегистрированы предприятия, являются в суд и признают факт создания юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. В том случае, когда установление местонахождения таких лиц является затруднительным и у судов отсутствует возможность проверки достоверности данных ими показаний, возникают проблемы с доказыванием факта регистрации юридического лица на подставное лицо. В некоторых случаях судами требования прокурора оставляются без удовлетворения. При этом указывается, что суд, рассматривающий гражданское дело, не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для разрешения гражданско­правового спора путем оценки протоколов допросов свидетелей и иных лиц.

 Признание недействительной регистрации юридических лиц влечет, в свою очередь, вынесение налоговыми органами уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по результатам которого налоговые органы возлагают на налогоплательщиков обязанность произвести корректировку не только НДС, но и КПН. Внести изменения.

В соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 571 Налогового кодекса решение о признании регистрации недействительной является основанием для снятия налогоплательщика с регистрационного учета по НДС с момента постановки на такой учет.

В Налоговом кодексе прямо предусмотрены основания, когда суммы НДС по сделкам с указанными выше налогоплательщиками подлежат исключению из зачета, т.е. если имеется решение налогового органа о снятии его с регистрационного учета по НДС с даты постановки на такой учет.

 Однако Налоговый кодекс не запрещает относить на вычеты затраты по таким сделкам. В этой связи возникает вопрос правомерности вынесения налоговыми органами уведомлений о корректировке налоговой отчетности по КПН, поскольку налоговый орган на основании представленной налоговой отчетности не может установить, были ли отнесены на вычеты такие затраты, и решение свое практически основывает на предположениях. Все эти вопросы, возникающие в практической деятельности, свидетельствуют о необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс.