Судья судебной коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда А.Абжанов: «Аспекты экологического кодекса», «Юридическая газета», №11, 10.02.2023г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Как известно, информационное сопровождение и разъяснение хода реализации правовой политики и формирование правовой культуры является главным ориентиром дальнейшего государственного развития. Поэтому сегодня предлагаю вспомнить о некоторых важных аспектах вступившего в действие в 2021 году нового Экологического кодекса РК.

Необходимо отметить, что, помимо Кодекса, в законную силу введены подзаконные акты уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган), а также сопутствующие нормы в налоговое, административное, предпринимательское и иные законодательства.

В настоящее время в экологическом законодательстве понятие «природопользователи» определяется как объекты категории, при этом, законодатель разделяет их на четыре. Согласно ст. 12 Кодекса, операторы объекта разделены в зависимости от уровня и риска за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, по мнению большинства юристов и экологов, разделение категорий обуславливается предпринимательским законодательством, то есть, с аналогией на разделение субъектов предпринимательства на микро, малую, среднюю и крупную. Тем самым, от этого зависит права и обязанности субъектов Кодекса перед государством.

В свете экологической безопасности, фундаментальным пластом Кодекса является реализация принципа «загрязнитель платит», который представляет собой меры принуждения по предотвращению загрязнения и государственному контролю, а также ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде операторами объекта.

«Экономическая ответственность» за нанесенный ущерб ограничена Кодексом об административных правонарушениях РК, суть принципа заключается в масштабных экологических штрафах на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, согласно методике указанных в КОАП и Налоговом кодексе РК.

После привлечения к административной ответственности, операторы объектов будут экономически затруднены на совершение экологического рецидива, так как эти штрафы в значительной степени окажут негативное экономическое влияние на саму профильную деятельность предприятия.

Ранее, помимо административного взыскания (по расчетам МРП, не столь крупные штрафы), уполномоченный орган в области охраны окружающей среды предъявлял иски о взыскании экологического ущерба в гражданском порядке через специализированные межрайонные экономические суды.

Сумма экологического ущерба рассчитывалась согласно методикам, указанным в Постановлении Правительства от 27 июня 2007 года «Об утверждении Правил экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды».

На сегодняшний день указанный Закон утратил силу.

Однако в судах республики имелись отдельные гражданские дела, по которым уполномоченным органом в момент вступления в действие нового Кодекса направлялись гражданские иски в СМЭС, согласно требованиям старого Кодекса.

Более того, на практике уполномоченного органа бывали случаи выявления экологического нарушения в рамках профилактического контроля до 1 июля 2021 года, то есть, в пределах действия старого Кодекса.

К примеру, начало и завершение строительства скважины у оператора объекта без государственной экологической экспертизы, согласно результатам профилактического контроля, установлено с 08.02.2021 г. по 17.02.2021 г.

Согласно ст. 7 Гражданского кодекса РК, гражданские права и обязанности возникают из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождают гражданские права и обязанности.

 То есть, при совершении нарушения, оператор объекта своим действием породил возникновение обязанности и ответственности за экологический ущерб перед государством, до 1 июля 2021 года уполномоченный орган в рамках профилактического контроля за указанные ущербы взыскивал в гражданском порядке через СМЭС.

Однако, с 1 июля 2021 года институт взыскания экологического ущерба в гражданском порядке утратил свою силу, как отмечено выше.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 137 Предпринимательского кодекса РК, органом контроля и надзора возбуждаются дела об административном правонарушении при осуществлении контроля в области поддержки и защиты субъектов предпринимательства, в сферах естественных монополий, за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка, установленных настоящим Кодексом, а также в области охраны окружающей среды – в случае выявления нарушений на объектах первой категории.

Аналогичная статья до 1 июля 2021 года предусматривала, что, по результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, составляется предписание об устранении нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении.

Данные изменения внесены, согласно Закону РК от 2 января 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологии».

Ст. 5 КОАП установлено, что закон, устанавливающий или усиливающий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

 Из смысла указанных норм можно сделать вывод о том, что за нарушения, выявленные до вступления в силу нового Кодекса, операторы объекта не могут быть привлечены к административной ответственность, так как законы, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 43 Закона РК «О правовых актах», законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют.

Далее, необходимо отметить, что в Кодексе закреплены нормы нового института гражданской ответственности в виде программы ремедиации, то есть в случае возникновения экологического ущерба операторы объекта обязаны восстановить окружающую среду до первоначального состояния.

При этом, согласно п. 5 ст. 138 Кодекса, в случае объективной невозможности полного достижения целей прямой ремедиации лицо, на которое возложена обязанность по устранению экологического ущерба, дополнительно в той части, в которой прямая ремедиация невозможна, осуществляет альтернативную ремедиацию, под которой понимаются мероприятия по охране и улучшению окружающей среды на территории нахождения компонентов природной среды, которым был причинен экологический ущерб или создает условия для восстановления идентичных компонентов природной среды, или выполняет иные мероприятия по охране окружающей среды на территории, расположенной насколько это возможно близко к месту причинения экологического ущерба.

Для обеспечения государственного и общественного контроля действующая редакция Кодекса предусматривает добровольную установку автоматизированного системы мониторинга. Указанная норма введена в действие с 1 января 2023 года.

Как известно ранее, производственный экологический контроль выбросов в атмосферу проводился в виде периодических замеров, далее эти результаты в ручном режиме заносились в отчетные формы.

В настоящее время АСМ позволит в онлайн режиме отслеживать показатели эмиссий у операторов объекта, тем самым своевременно реагировать на нарушения и обеспечить достоверную и своевременную информацию. При этом, АСМ обязательна для операторов объекта первой категории с передачей данных в уполномоченный орган как на примере стран ОЭСР.

Одним из основных направлений Кодекса является управление отходами, в редакции предусматривается иерархия отходов, направленная на поэтапное обращение с отходами, классификация приведена в соответствие с Европейским каталогом отходов и содержит перечень неопасных и опасных отходов.

В свете правовых тенденций экологического законодательства, уполномоченным органом для правильного правоприменения разработаны подзаконные акты по АСМ, программе ремедиации, финансовому обеспечению и др.

Дан пласт к внедрению наилучших доступных технологий и процессу адаптации к изменению климата в уязвимых сферах жизнедеятельности, усовершенствованы подходы оценки воздействия на окружающую среду, разработан единый экологический портал.

Стоит отметить, что, спустя время после введения Кодекса, имеются ряд отдельных пробелов в экологическом и сопутствующему к нему законах в рамках рассматриваемых экологических споров в судах. Однако, как показывает практика, эффективность введения новых норм настанет лишь после окончания срока апробирования Кодекса и внесения изменений и дополнений.

На сегодняшний день экологические споры, связанные с обжалованием действий и административных актов рассматриваются судами административной юстиции.

Необходимо отметить, что под эгидой Верховного Суда ведется формирование предсказуемой судебной практики по публичным спорам, в том числе в области экологии, систематически проводится мониторинг причин отмен и изменений административных актов.