Куанышбаева Р.А.Судья Восточно-Казахстанского областного суда, координатор учебных программ «Судебное образование: положительный опыт обучения судей в регионах»

Версия для печатиВерсия для печати

Время, в которое мы сегодня живем, требует высоких стандартов в формировании правового государства.

Обеспечение верховенства закона - главная задача судейского корпуса нашей страны.

Президентом Назарбаевым Н.А. в Плане Нации – 100 конкретных шагов  обозначена траектория движения общества к новому правовому сознанию, судейского сообщества к новому юридическому мышлению, которое основано на достижениях мировой судебной системы. 

То есть в рамках правовой реформы требуется своевременное и качественное разрешение дел в суде, гарантом чего является высокий уровень профессионализма судей.

Поэтому профессиональное образование судей имеет значение как одно из приоритетных направлений совершенствования судебной системы Республики Казахстан.

Восточно-Казахстанским областным судом  на постоянной основе осуществляется целый комплекс мер по повышению квалификации судей.

Обучение в учебном центре проводится отдельно по секциям: гражданское право и процесс; уголовное право и процесс; административное право и процесс; обучение председателей районных, городских судов; обучение специалистов судов.

При этом Учебным центром особое внимание уделяется:

- судьям, имеющим непродолжительный стаж (до 1 года и до 3 лет) судейской работы;

-судьям, испытывающим затруднения в правоприменительной   практике;

- судьям, допускающим ошибки в процессе отправления правосудия;

- вновь назначенным председателям рай (гор) судов.

Для вновь назначенных председателей судов опытные председатели судов проводят семинары, круглые столы на темы по организации работы суда, развитию лидерских качеств.

В целях повышении  профессионального уровня судей и работников канцелярии судов, Учебным центром применяются различные формы обучения, такие как: семинарские занятия, тренинги, круглые столы, конференции на самые актуальные темы.

Так, наши тренинги носят прикладной характер, то есть отрабатывается какой-то навык - как правильно вести судебный процесс.

С молодыми судьями, имеющими стаж до 6 месяцев, на постоянной основе у нас проводятся тренинги на тему: «Ведение судебного процесса». Эти тренинги записываются на видеокамеру, затем просматриваются, обсуждаются, выявляются допущенные ошибки, обговариваются нестандартные ситуации.   

Такие тренинги дают молодым судьям новый опыт, возможность повысить свой профессионализм, более уверенно вести себя в зале судебного заседания.

Еще одной из необходимых форм обучения мы признаем ролевые игры, то есть проведение учебно-показательных судебных процессов с участием в них самих судей в качестве участников процесса.

При этом судьи обучаются проведению судебных процессов, культуре поведения, соблюдению Кодекса судейской этики и т.д.

Полагаю, что участие в процессе в роли стороны по делу дает судье возможность понять состояние этого участника. Мы надеемся, что находясь затем в роли судьи, он будет более этичен в своем поведении.

После учебного судебного процесса обсуждаются итоги ролевых игр, по всем возникшим вопросам по соблюдению норм процессуального права либо этики и культуры поведения, в процессе даются разъяснения судьями областного суда, участвующими на семинарских занятиях в качестве экспертов.

Необходимость проведения ролевых игр была продиктована тем, что значительную часть количественного состава судей нашей области составляют судьи с небольшим опытом работы (до 3-х лет).

Особое место в работе нашего Учебного центра занимает работа с молодыми судьями, они обучаются по отдельному плану, направленному на приобретение ими как дополнительных теоретических знаний, так и необходимых практических и организационных навыков.

На сегодняшний день из 231 действующего судьи нашей области, молодых судей – 60, из них со стажем до 3-х лет – 25 судей, со стажем до 1 года – 35 судей (1/4 судейского корпуса области).     

В апреле 2012 года по инициативе Председателя областного суда А.Д.Рахметулина в нашей области был создан Совет молодых судей, основная цель которого – помощь вновь назначенным молодым судьям.

Отрадно, что эту идею сегодня поддерживают и другие суды. В июне этого года Советы созданы в г.Астане, в г.Павлодаре.

В контексте работы Учебного центра, Совет направляет свои предложения о проведении соответствующих семинаров по темам, которые вызывают затруднения у молодых судей.

В свою очередь, Учебный центр оперативно реагирует на проблемы, возникающие в ходе работы молодого судьи.  

К примеру, в июне этого года по представлению Совета Учебным центром были проведены семинары на темы: «Полномочия следственного судьи», «Особенности рассмотрения гражданских дел о признании сделок недействительными».

Молодая судья Болатова А., прошедшая курсы обучения в Академии правосудия, поделилась с такими же вновь назначенными судьями, полученными знаниями, выступая в качестве лектора на тему: «Методика оформления, составления судебных актов». При этом судья продемонстрировала методику, разработанную судьей в отставке Куановой И.З.

В апреле этого года, будучи в служебной командировке в г.Гейнсвилл, штат Флорида США мне как координатору было интересно узнать об обучении судей, в том числе и молодых. В США не столь внимательно относятся к своим младшим коллегам, Baby Judge собираются лишь раз в год, докладывают и обсуждают свои топики (темы). То есть нашим молодым судьям уделяется больше внимания.

В каждом суде работают судьи-наставники, которые оказывают помощь молодым судьям в применении теоретических знаний на практике, овладении навыками в организации судебного процесса, повышении знаний, техникой ведения судебных процессов, составления процессуальных документов; получения знаний и информации, необходимых  для качественного отправления правосудия. При работе с наставником у молодого судьи формируется потребность в постоянном самостоятельном повышении уровня знаний и квалификации, в развитии творческих способностей.

Целью наставничества является повышение профессионального уровня судей судов по вопросам организации работы и качества отправления правосудия.

Согласно п. 7 Положения о наставничестве, с начала года определены наставники из числа судей, имеющих стаж работы 5 и более лет. Также утверждены списки о закреплении за впервые назначенными судьями непосредственных наставников из состава судей этого суда.

В 2013 году 17 впервые назначенных судьи приступили к осуществлению своих обязанностей, 17 наставников назначено.

В 2014 году 44 впервые назначенных судьи и 44 наставника.

В 1 полугодии 2015 года приступили к своим обязанностям 14 судей, назначено 14 наставников.

В данном направлении наставниками разработаны планы оказания практической помощи впервые назначенным судьям при прохождении адаптационного периода (от 1 года) каждому, индивидуально с отражением конкретных вопросов, предусмотренных Положением о наставничестве, также каждые 6 месяцев для осуществления контроля предусматривается сдача письменного отчета наставниками об итогах наставнической деятельности и приобретенном опыте вновь назначенного судьи.

При этом работа с наставниками велась и ведется по следующим направлениям:

  1. Профессиональная этика судей;
  2. Нравственные аспекты деятельности судей;
  3. Этические вопросы отношений судьи с участниками процесса.

Стажировка организовывается таким образом, что бы каждый судья-стажер мог получить самые необходимые ему знания. Для этого координаторами учебных программ разрабатываются темы семинарских занятий именно по тем  категориям дел, по которым у судьи-стажера возникают трудности в ходе рассмотрения дел.

Председателями коллегии разрабатывается план прохождения стажировки с учетом отмененных и измененных судебных актов каждого судьи, а также, проблемных вопросов, возникших у судьи при рассмотрении разных категорий дел. Согласно указанному плану судья-стажер изучает измененные и отмененные судебные акты, участвует на лекциях-семинарах, присутствует в заседаниях апелляционной и кассационной коллегий, изучает дела, поступившие на рассмотрение соответствующей коллегии, занимается самостоятельной теоретической подготовкой, изучает обобщения областного суда и Верховного Суда по судебной практике рассмотрения уголовных, гражданских, административных  дел по отдельным категориям, составляет проекты постановлений.

В ходе стажировки в областном суде судьи-стажеры,  изучая судебную практику, получают возможность обсудить вопросы, возникающие в судебной практике, путем непосредственного общения с судьями  областного суда.

По аналогии института правосудия в областном суде проводится тестирование судей, прошедших стажировку.

Судьи-докладчики после проведения лекционного занятия предоставляют по 5-6 вопросов по пройденному материалу, затем эти вопросы формируются в тесты и в последний день стажировки проводится тестирование.

Итоги тестирования показывают, что стажировка в целом подтверждает результативность и необходимость проведения обучения судей.  

Для дальнейшего совершенствования стажировки действующих судей, мы начали вводить в практику систему обратной связи, то есть просим стажеров поделиться своим мнением по форме обучения, по темам лекций, нам важно выслушать их предложения.

Кроме того, Восточно-Казахстанским областным судом принимаются все необходимые меры к улучшению качества стажировок кандидатов в судьи.

Взяты во внимание и исполняются указания Верховного Суда об организации семинаров, круглых столов, тренингов с участием стажеров-кандидатов, а также их привлечение ко всем образовательным мероприятиям, проводимым Учебным центром.

Работа судов области по стажировке кандидатов на должность судьи проводится в соответствии с требованиями положений, предусмотренных Конституционным законом  «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года №643 «Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи», путем исключения формального подхода, изучения деловых, профессиональных и моральных качеств стажера и предоставления последнему возможности на практике закрепить знания по применению норм материального и процессуального права, а также изучения сложившейся судебной практики.

В целях систематизации учебных программ, наглядных пособий, ведения юридической литературы, контрольных кодексов, нормативно- правовых актов в Учебном центре областного суда функционирует кабинет кодификации - библиотека. Одним из основных задач библиотеки согласно Правилам о библиотеке Учебного центра является содействие повышению квалификации и самообразованию судей и работников судов.

Учебным центром областного суда ежемесячно разрабатывается и издается Бюллетень областного суда, в котором в целях оказания практической помощи судьям районных и приравненных судов отражается судебная практика по рассмотрению разных категорий уголовных, гражданских и административных  дел.

Для использования в работе судьями, также в Бюллетене публикуются методические рекомендации по применению норм законодательства и информационные письма Консультативного совета по выработке единой судебной практики при отправлении правосудия. 

Следуя примеру областного суда, районные и приравненные к ним суды в целях обмена опытом в судебной практике, также издают правовые журналы и газеты.

С применением новых информационных технологий в работе суда  семинарские занятия проводятся в режиме он-лайн, что дает возможность судьям отдаленных районных судов, находясь на местах, участвовать в образовательных мероприятиях, обмениваться мнениями и опытом по рассмотрению судебных дел.

Конечно же преимущество видеоконференцсвязи на лицо, так как возможно оперативное проведение семинаров с участием всех судей области по обсуждению причин отмен и изменений судебных актов по итогам определенного периода, что дает возможность упредить аналогичные нарушения у других судей.

Внедрение системы видеоконференцсвязи позволило ретранслировать в  районных и городских судах всей области совещания и семинары, проводимые Верховным Судом Республики Казахстан в режиме он-лайн.

В результате анализа различных методов дистанционного обучения было установлено, что наиболее практичный и удобный метод обучения - проведение обучения и других мероприятий посредством видеоконференцсвязи.

Кроме того, проводится работа по организации участия судей области в республиканских, областных и региональных учебных программах.

С учетом географического расположения 38 районных судов нашей области, а также в целях обеспечения непрерывного повышения профессионального уровня судей и работников судебной системы путем проведения на местах образовательных мероприятий, Учебным центром областного суда  образован институт помощников координаторов Учебных программ в этих районных судах.

Введение данного института получило положительный отзыв у судей районных судов, что позволяет охватить полностью учебным процессом всех судей области, несмотря на их отдаленность (например, до Зайсанского районного суда 500 км., до Урджарского суда 700 км.).   

Помощники координаторов проводят работу по плану образовательных мероприятий в судах на местах: обеспечивают доступ к информации для самообразования, организуют проведение семинарских занятий, круглых столов, тренингов, участвуют в определении потребности судей в обучении по конкретным направлениям.

Учебный центр тесно поддерживает связь с Сектором по обеспечению судебного образования Верховного Суда.

Все материалы региональных семинарских занятий, поступившие из Верховного Суда, направляются судам области для изучения и самообразования. По заданию Верховного Суда аналогичные семинарские занятия проводятся и учебным центром областного суда.

Не секрет, что судьи, выполняя титанический труд, несут на себе психологическую нагрузку из-за необходимости контролировать как поведение лиц, присутствующих на процессе, так и собственные эмоции; при рассмотрении некоторых дел участники процесса находятся порой в состоянии повышенного напряжения, судье приходится контактировать с людьми, не всегда доброжелательно настроенными в отношении происходящего и самой судебной системы.

Поэтому одной из новаций в области судебного образования является то, что учебным центром предусмотрено обучение судей и специалистов судов с участием специалистов в области психологии, в целях оказания помощи и поддержки  во избежание конфликтных ситуаций.

Подытоживая вышеизложенное, мне бы хотелось отметить, что реализация Стратегии судебного образования в Восточно-Казахстанском областном суде достигла определенных результатов.

Вышеизложенная работа не является трудом только Учебного центра, это результат совместных усилий всего судейского корпуса нашей области, активного содействия ВК филиала Союза судей, который согласно Стратегии судебного образования является организатором судебного образования, и безусловной поддержки со стороны руководства областного суда.   

Считаю, что обучение судей должно являться комплексным результатом деятельности всей судебной системы.

В настоящее время Учебным центром Восточно-Казахстанского областного суда проводится в полном соответствии с Планом нации – 100 шагов.

В завершении мне бы хотелось процитировать всемирно известного американского психолога, специалиста в области человеческих отношений Денниса Уэйти: «Непрерывная учеба – минимальное требование для достижения успеха в любой области».