Судья Восточно-Казахстанского областного суда И.Дорош, «Штрафы должны быть справедливыми», № 21 «Юридическая газета», 16.03.2017 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Судебная практика по применению Кодекса об административных правонарушениях РК, с учетом поставленных задач и целей, показала необходимость внесения ряда изменений в административное законодательство.

В Послании Главы государста народу Казахстана «Третья модернизация Казах­ стана: глобальная конкурентоспособ­ность» обращено внимание на необходи­мость гуманизации административного и уголовного законодательства. Как отметил Глава государства, административные штрафы должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению. Почти все санкции статей Кодекса предусматривают безальтернативные виды взысканий, что исключает возможность дифференцированного и индивидуального подхода к назначению судом взысканий за совершенные правонарушения, справедливого их назна­чения соразмерно содеянному. В данной ситуации судья является лишь простым фиксатором факта, в то время как суд не должен заниматься делами, где нет спора, нет альтернативных взысканий.

В этой связи санкциями статей Кодекса следует предусмотреть альтерна­тивные виды взысканий, указав суммы штрафа от минимального до максимального их размера. Именно на основе дифференциации и индивидуализации должна строиться деятельность суда по назначению взысканий.

Президентом отмечена необходимость проведения дальнейшей работы по снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере, декримина­лизации экономических составов с невысокой степенью общественной опасности.

К примеру, ст. 162 КоАП предусмотре­на административная ответственность, в том числе за не предоставление информации либо предоставление информации в неполном объеме антимонопольному органу в установленные сроки. Согласно пп.пп. 2) и 3) п. 2 ст. 197 Предпринима­тельского кодекса РК субъекты рынка, включенные в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках, обязаны пре­ доставлять в антимонопольный орган: ежеквартальную информацию о продаже или передаче в доверительное управле­ние десяти и более процентов своих голо­ сующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) ­ в срок до 15 числа, следующего за отчетным, ежеквартальную информацию по монопольным видам продукции об объемах производства и реализации, отпускных ценах и уровне доходности реализуемых монопольных товаров по форме, определяемой антимонопольным органом, ­ в срок до 15 числа, следующего за отчетным.

 Из смысла указанной нормы следует, что если информация поступила с про­срочкой в один­ два дня, считается, что она не поступила в установленный законом срок. Однако за такое деяние предусмо­трена очень суровая административная ответственность в виде штрафа на фи­зических лиц в размере 80 МРП (181 520 тенге), на должностных лиц и субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 160 МРП (363 040 тенге), на субъектов среднего предпринимательства в размере 360 МРП (816 840 тенге), на субъектов крупного предпринимательства в размере 1600 МРП (3 630 400 тенге). Полагаю, что назначе­ние субъекту предпринимательства штрафа в предусмотренном законом размере не соответствует содеянному.

Кроме того, возникла необходимость возврата в Кодекс статей, регламентирующих порядок освобождения от административной ответственности в связи с деятель­ным раскаянием и малозначительностью правонарушения, что является стимулирующим фактором для того, чтобы лицо, причинившее ущерб, предприняло все меры для возмещения ущерба.

А введение нормы, позволяющей освободить субъект правонарушения от административной ответственности ввиду добровольного исполнения назначенного взыскания, позволит своевременно попол­нить государственный бюджет, исключить затраты бюджетных средств на принуди­ тельное исполнение постановлений суда, достичь конечной цели ­ исполнения судебного акта. В то же время это и в интересах самого субъекта правонару­шения, который в случае добровольного исполнения наказания будет освобожден от административной ответственности, следовательно, будут аннулированы все правовые последствия привлечения его к административной ответственности.