Тайтолеуов Б.К. Судья Восточно-Казахстанского областного суда "Судья лицо судебной системы"

Версия для печатиВерсия для печати

В республике осуществляется масштабная реализация пяти институциональных реформ Президента страны, одной из которых является обеспечение верховенства закона, выдвинутая Главой государства в целях укрепления корпуса государственных служащих, ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов в судьи.

Глава государства, выступая на очередном XVI съезде партии «Нур Отан» отметил, что  сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Поэтому одним из главных шагов в реализации институциональных реформ предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.

Несомненно, для реализации масштабных задач в соответствующие нормативно-правовые акты вносятся изменения и дополнения, касательно к требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи, в частности в Конституцию, Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в Положение о прохождении стажировки кандидатов в судьи.

Продолжая работать в данном направлении, полагаю, что основной миссией разработчиков законодательства является  изучение проблемы квалификационного отбора судей и условия их пребывания в должности, включая порядок назначения и продвижения судей по службе, рассмотрение процессуальных и практических аспектов назначения и продвижения судей.

Избрание лица на судейскую должность, это не просто технический вопрос, а проблема существенности с точки зрения обеспечения качества и независимости судебной системы, защиты принципа верховенства права и прав человека, а также эффективного доступа к правосудию.

Судьи являются лицом судебной системы. Они не только отправляют правосудие, но и несут ответственность за то, как предстаёт правосудие в глазах общественности. Следовательно, они отвечают за то, чтобы показать, каким образом отправляется правосудие.

Пробелы при отборе кандидатов, приведут к утрате доверия к судебной власти. Надлежащая процедура отбора, обеспечивающая выбор наиболее квалифицированных кандидатов, будет способствовать росту доверия общества к судебной власти и системе отправления правосудия.

Так, Конституция Республики Казахстан закрепляет общие требования ко всем кандидатам на должность судей.

Кандидат должен: достигнуть двадцати пяти лет, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдать квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики.

Запланированной обязательной нормой по реализации вышеуказанного шага, является 5-летний стаж участия кандидатом в судебных процессах, внедрение ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений, годичная стажировка в судах с выплатой стипендии. Затем установление судье испытательного периода на такой же срок.

Полагается, что для реализации такого плана необходимо и повысить требование к возрасту кандидата в судьи в сторону ужесточения, а именно увеличения возраста, позволяющего занять кресло судьи с 30 лет, это объясняется тем, что такая часть судебной реформы позволит существенно поднять уровень судопроизводства в республике.

Немаловажно отметить, что кандидат на должность судьи приобретает необходимый для судейской профессии опыт вероятно не к 25-летнему возрасту. Как правило, студенты получают высшее образование в 22-23 года, и если они даже трудились по юридической специальности со дня окончания средней образовательной школы, достаточных практических навыков для того, чтобы судить и вершить судьбами, у них в 25 лет нет. Поэтому возникает необходимость повысить возрастной порог для претендентов в судьи еще на 5 лет. 

Уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и морального облика судьи. Ненадлежащее поведение судьи подрывает доверие у общества ко всей судебной системе, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени Республики Казахстан.

От судей граждане ожидают не только справедливого и законного решения, но и порядочности, объективности и неподкупности. Поэтому особое внимание к личностным качествам претендента на должность судьи должно быть также уделено при отборе кандидата на должность судьи. Однако ни Конституция Республики Казахстан, ни Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не содержат требования к личностным качествам претендента на должность судьи, вследствие чего заслуживает внимание предложение о законодательном закреплении личностных требований к кандидату на должность судьи.

Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов в судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысить авторитет суда в глазах у общества.