«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель
Восточно-Казахстанского
областного суда
_____________Д. Амиров
«___» ________ 2017 года
ПОЛОЖЕНИЕ
об Учебном центре Восточно-Казахстанского областного суда
1. Общие положения
В целях повышения уровня профессиональной подготовки судей и работников Администратора судов по Восточно-Казахстанской области, улучшения культуры проведения судебных процессов, повышения качества работы по отправлению правосудия, улучшения организации прохождения стажировки, организации работы и делопроизводства распоряжением председателя Восточно-Казахстанского областного суда от 28.12.2004 года №253 и распоряжением б/н от 14.11.2007 года образован Учебный центр Восточно-Казахстанского областного суда.
Программа обучения в Учебном центре рассчитана на всех судей Восточно-Казахстанской области.
При этом особое внимание уделяется:
- судьям, имеющим непродолжительный стаж судейской работы;
- судьям, испытывающим затруднения в правоприменительной практике, допускающим ошибки в процессе отправления правосудия.
В своей деятельности Учебный центр руководствуется:
- Конституционным Законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;
- Стратегией судебного образования на 2017-2020 гг.;
- Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах, утвержденных распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан № 217 от 18 октября 2006 года;
- Положением о наставничестве;
- Положением о Координаторах учебных программ;
- Методическими рекомендациями по специализациям судей.
- Цель и задачи Учебного центра
1. Основной задачей Учебного центра является: обеспечение условий для непрерывного судебного образования судебного корпуса судей Восточно-Казахстанского области, улучшения качества отправления правосудия, повышения культуры проведения судебных процессов.
2. Целью Учебного центра помимо осуществления правосудия является создание безупречной модели современного суда. Содействие правовой реформе, совершенствованию судебной системы;
3. Администратор судов по Восточно-Казахстанской области совместно с председателями районных и приравненных к ним судов обеспечивает должное проведение тренингов с председателями и судьями районных и приравненных к ним судов, работниками судов, с участием судей областного суда, а также исполнение других мероприятий плана работы Учебного центра.
4. Задачи учебного центра состоят в повышении профессионального уровня председателей районных и приравненных к ним судов, судей и работников канцелярии судов по вопросам организации работы и качества отправления правосудия, а также в проведении учебно-методической работы по организации делопроизводства, которые включают в себя:
а) проведение тренингов председателей районных и приравненных к ним судов, судей и работников канцелярий по вопросам организации работы и качества отправления правосудия;
б) изучение судьями-стажерами специфики работы, приобретение ими
необходимых практических и организационных навыков работы в должности
судьи (по проведению судебного разбирательства путем изучения материалов дел, собранных доказательств, в зависимости от их категорий, планирования и подготовки судебных процессов, своевременности вручения повесток и извещений сторонам, а также сроков обращения к исполнению судебных актов);
в) ознакомление судьями-стажерами при подготовке и рассмотрении конкретных дел с нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан, обзорами, обобщениями судебной практики и соответствующей юридической литературой, а также изучение и освоение навыков работы Форума «Талдау»;
г) изучение работниками канцелярий судов, проходящими стажировку, с организацией работы канцелярии путем практического ознакомления с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность судов, а также практического применения методических рекомендаций при внедрении программных и иных технических средств обработки статистических данных в работе судов.
д) содействие укреплению связи между юридической наукой, образованием и судебной практикой;
е) анализ потребности судей в обучении, определение приоритетов, форм и методов обучения;
ж) выявление и анализ наиболее актуальных проблем правоприменительной практики, формирование единообразного применения норм права;
з) организация обучения судей по различным отраслям права;
и) оказание методической и практической помощи по повышению профессионализма молодых судей;
к) организация участия судей области в республиканских, областных, и региональных учебных программах.
3. Организация работы Учебного центра
1. Общее руководство работой учебного центра осуществляет-руководитель Учебного центра - координатор учебных программ.
2. Техническое обеспечение деятельности руководителя Учебного центра осуществляется Администратором судов.
Руководитель Учебного центра по согласованию с председателями судебных коллегий областного суда разрабатывает тематику лекций, семинаров, практических занятий, исходя из потребности в обучении и результатов правоприменительной практики судов;
- представляет на согласование председателю областного суда план работы Учебного центра;
- вносит председателю областного суда предложения по кандидатурам судей, для направления на прохождение стажировки в областном суде;
- сотрудничает с координатором учебных программ при Верховном Суде Республики Казахстан, Институтом правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, Союзом судей Республики Казахстан.
- по итогам полугодия информирует председателя областного суда о проделанной работе, а по результатам года представляет отчет;
- вносит председателю областного суда предложения по совершенствованию учебного процесса, а также о поощрении судей за активное участие в образовательных программах.
4. Организация учебного процесса
1. Учебный процесс состоит из трех направлений отраслей права:
- гражданское право и процесс;
- уголовное право и процесс;
- административное право и процесс.
2.Учебный процесс осуществляется по следующим направлениям:
- индивидуальная учеба;
- аудиторные занятия;
- организация прохождения стажировки.
3.Индивидуальная учеба осуществляется судьями на основании индивидуальных планов учебы, утвержденных непосредственным руководителем (председателем коллегии).
4.Аудиторные занятия осуществляются на основании плана работы Учебного центра, согласованного с председателем областного суда, по следующим направлениям:
- лекции;
- семинары (областные, кустовые, секционные);
- тренинги;
- ситуационные задачи и тесты.
Обучение производится лекторами из числа судей областного суда.
К участию в учебном процессе могут привлекаться судьи городских и районных судов, имеющие достаточный опыт судебной работы по конкретной специализации, а также преподаватели высших учебных заведений, специалисты других отраслей права и науки.
5. Порядок прохождения стажировки
1. Стажировка судей районных и приравненных к ним судов организуется по сведениям, предоставляемым председателями судебных коллегий. При этом критерием отбора для прохождения стажировки служит качество отправления правосудия, стаж судейской работы и рекомендации судей-кураторов по зональным судам.
2. Направленные на стажировку судьи, работники Администратора судов, специалисты должны:
а) добросовестно относиться к процессу стажировки;
б) соблюдать трудовую дисциплину;
в) составить отчет о прохождении стажировки в соответствии с планом стажировки.
-
Обеспечение явки председателей, судей и работников канцелярии
судов в Учебный центр осуществляется Администратором судов по Восточно-Казахстанской области в соответствии с планом работы Учебного центра.
Стажировка судей в Учебном центре осуществляется под руководством руководителя стажировки, назначенного из числа судей областного суда, на основании плана прохождения стажировки, утверждаемого председателями коллегий Восточно-Казахстанского областного суда.
ПОЛОЖЕНИЕ
«О координаторе учебных программ в областном и приравненном
к нему суде»
Настоящее положение разработано в соответствии с п.п.11 п.1 ст.20 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» в целях координирования учебных программ и эффективности организации практической помощи судьям.
I. Общие положения
1. Координатором учебных программ является судья областного или приравненного к нему суда (далее – областного суда), ответственный за организацию учебных программ, направленных на повышение квалификации судей.
2. Координатор учебных программ с его согласия назначается распоряжением председателя областного суда.
3. Координатор в своей деятельности руководствуется настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами.
II. Цели и задачи координатора учебных программ
1. Целью координатора учебных программ является обеспечение непрерывного повышения квалификации судей.
2. Задачей координатора учебных программ в областном суде является определение приоритетов, форм и методов обучения, исходя из анализа потребностей судей в обучении и правоприменительной практики судов;
III. Деятельность координатора учебных программ
3.Координатор учебных программ:
-по согласованию с председателями коллегий по уголовным и гражданским делам представляет совместно с администратором судов на утверждение председателю областного суда программу обучения и оказания практической помощи судьям, исходя из потребности в обучении и результатов правоприменительной практики судов;
-принимает участие в разработке тематики семинаров, научно- практических конференций, «круглых столов», проводимых областным судом;
-вносит председателю областного суда предложения по списку кандидатов судей для направления на обучение в базовом суде и прохождение стажировки в областном суде и Верховном Суде Республики Казахстан;
-осуществляет методическое руководство стажировками впервые назначенных судей в базовых и областном судах;
-сотрудничает с координатором учебных программ при Верховном Суде Республики Казахстан, Институтом правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Союзом судей Республики Казахстан и его филиалами по реализации мероприятий по обучению судей;
- по итогам полугодия информирует председателя областного суда о проделанной работе, а по результатам года представляет отчет, который должен содержать:
анализ эффективности, результативности, негативных аспектов годовой учебной программы;
предложения по совершенствованию учебной программы на будущий год, а также о поощрении судей за активное участие в образовательных программах;
-совместно с администратором судов:
оказывает практическую помощь в проведении семинаров и тренингов в базовых судах, для впервые назначенных судей - выездных семинарских занятий, обучающих судебных процессов с привлечением опытных судей, а также с использованием интерактивных методик обучения;
изучает потребность и обеспечивает закрепление наставников за молодыми судьями по оказанию им конкретной помощи в профессиональной подготовке и приобретении навыков судейской работы, а также вносит предложение в филиал Союза судей о создании пар «ментор и протеже» и координировании такой работы в соответствии с Руководством по менторству.
П О Л О Ж Е Н И Е
о помощнике координатора учебных программ
в районных и приравненных к ним судах
1.Общие положения
1. Помощником координатора учебных программ является судья областного, районного и приравненного к нему суда, ответственный за организацию учебных программ, направленных на повышение квалификации.
2. Помощник координатора учебных программ в своей деятельности руководствуется настоящим положением и другим нормативно-правовыми актами.
2.Задачи помощника координатора учебных программ
1. Задачей помощника координатора учебных программ является определение приоритетов, форм и методов обучения, исходя из анализа потребностей судей в обучении и правоприменительной практики судов на местах.
3. Деятельность помощника координатора учебных программ
1. Помощник координатора учебных программ представляет координатору учебных программ программу обучения, оказания практической помощи судьям исходя из потребности в обучении и результатов правоприменительной практики в закрепленных судах.
2. Принимает участие в разработке тематики семинаров, научно-практических конференций и «круглых столов», проводимых областным судом.
3. Вносит предложения координатору учебных программ о направлении судей, часто допускающие изменения и отмену судебных актов, на обучение в базовый суд и прохождении стажировки в областном суде и Верховном Суде Республики Казахстан.
4. Проводит на местах кустовые семинары.
5. Ведет работу на местах с наставниками и менторами.
6. Анализирует на местах причины отмен и изменений судебных актов.
7. Осуществляет разработку и издание практических и методических пособий по рассмотрению отдельных категорий дел.
8. Организует и участвует во внедрении дистанционной технологии обучения и других новых форм.
9. Осуществляет сотрудничество с другими учреждениями по вопросам судебного образования.
10. Вносит координатору учебных программ предложения о поощрении судей за активное участие в образовательных мероприятиях.